« Фотограф Евгений Халдей сделал ее 2 мая 1945 года, уже после того, как в Берлине закончились уличные бои и рейхстаг уже был взят. Идея этой фотографии появилась за год до этого после освобождения Севастополя. Там на одной из улиц он подобрал открытку, которую потерял кто-то из немцев при отступлении. На ней жители Берлина в 1871 году поздравляли у Бранденбургских ворот прусскую армию после победы над Францией. Халдею пришла в голову сделать подобную фотографию, когда Красная армия войдет в Берлин. Для начала он украл из московского офиса своей газеты красную скатерть и попросил своего дядю-закройщика сшить из нее флаг. Репетицию будущей фотографии он производил в каждом городе, в который заходила Красная армия по дороге на Запад.
В Берлине он предложил нескольким красноармейцам позировать на крыше рейхстага. Из снимков выбрал тот, на котором солдата с флагом поддерживает снизу советский офицер. Когда фотографию распечатали, стало видно, что у офицера на обеих руках было по часам. Лишние часы Халдей вытер на негативе иглой. На готовую фотографию наложил дым — как будто уличные бои еще продолжались.
Заретушированный снимок показал Сталину. Сталин спросил, кто эти храбрые воины. Ему ответили: русский и украинец. Сталин сказал, что украинца там не могло быть. С тех пор эта фотография известна за подписью Егоров и Кантария поднимают флаг на рейхстагом. Выросшие в СССР хорошо знают ее из советских учебников. На нем воспитались несколько поколений. И это хорошая иллюстрация советской версии истории: это ретушированная история, построенная на воровстве (здесь — скатерти и часы) и украденной идентичности одного из персонажей. Сразу после завоевания Берлина на рейхстаге было вывешено около 40 флагов. Известно много версий истории о том, кто сделал это первым. То, что среди них был украинец, подтверждал бывший фронтовик, а затем первый секретарь Полтавского обкома партии Федор Моргун. Моргун рассказал историю, которая ходила среди фронтовиков: Сталин вычеркнул из списка награжденных лейтенанта Ильченко, который в битве под Сталинградом пленил немецкого фельдмаршала Паулюса. Сталин якобы сказал: «Фельдмаршала может пленить только по меньшей мере маршал, а не какой-нибудь неизвестный хохол».
Эти и другие примеры показывают, что Сталин относился к украинцам с недоверием. В то же время подчеркивал решающую роль в победе над Гитлером великого русского народа — «величайшей из всех наций». С тех пор начинается традиция исключения специфических украинских моментов из истории Второй мировой войны. Умолчание украинского фактора было вопиющей несправедливостью. Американский журналист Эдвард Сноу после посещения Украины в 1945 году в одном из своих репортажей писал:
«То, что некоторые пытаются изобразить как "русскую славу", было прежде всего украинской войной. Ни одна европейская страна не пострадала больше от глубоких ран, нанесенных своим городам, своей промышленности, сельскому хозяйству, человеческой силе».
Традиция писать о «русской победе» прочно укоренилась в книгах о Второй мировой войне как на Западе, так и на Востоке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий