Translate

4 марта 2019 г.

Масленица украинская


Последняя неделя перед Великим постом - особенная. 
Наесться вареников, жениться и весело провести время - это и еще многое надо успеть на Масленицу.
Последняя  неделя  перед  Великим  постом  -  как мостик  от  ежедневной суеты, ежедневных дел и насущных забот к прикосновению вечного. И называется эта неделя "Масляна", "Сыропуст", "Сыропустная неделя"  "Бабская  неделя "  "Колодий"  "Масныця"   . . .

 Смысл этой недели у всех одинаковый:  жизнь - это праздник, который подарен нам небесами, а  отмечать  его надо на земле. Поэтому первый весенний праздник мы встречаем весело,  вдоволь  насладившись  вкусными блюдами, потому что дальше - Пост, настраиваемся на очищение тела и души.
В этом году Масляна -  Колодий  начинаются с 4 марта  по 10 марта.  Гуляния народа завершается Прощеным воскресеньем. С 11 марта начнется Великий Пост, а 28 апреля  будем праздновать Пасху.
 Украинский  праздник  весны  и  русский  -  это два разных понятия, и отмечаются они совсем  по  разному . Разве что в одно и то же время - в начале весны, но и смысл, и значение праздника, характер, песни, игрища, обычные нормы  проведения праздника -  совершенно разные.
 В Украине не практикуются, как у северного соседа, агрессивные кулачные бои и драки "стенка на стенку", отсутствуют ледовые горки, и не пекут блины с икрой,  а традиционно готовят   ВАРЕНИКИ    с творогом и сметаной.
Вареники на этой неделе, в основном, варили с   ТВОРОГОМ, но обязательно в  МАСЛЕ.   В некоторых регионах делали и блины из гречневой  муки.
Впрочем вареники - обрядовая пища, которая дошла до нас еще со времен трипольской культуры.  Новолуние символизировало собой женское начало, а вареник был его олицетворением. С появлением на небе молодого месяца наши прадеды молились, чтобы везло целый месяц.
Кроме вареников, наши прабабушки   в   "бабскую неделю"   пекли творожный  хлеб, жарили блинчики с  творогом, варили лапшу и клецки на молоке. А еще готовили ряженку, колотуху, розтирачку, молочные  каши с гречкой, молочный кисель и много других молочных блюд. 
На Колодия стремились наесться "про запас" на целых семь долгих недель весеннего Великого поста.
Колодий берет свое начало еще с трипольских времен, до крещения Киевской Руси. Именно с него появилось название праздника, а также народные гуляния, привязывание колодки неженатым парням и традиционные блюда. Все эти гуляния устраивались в честь весеннего пробуждения природы.
Так как символом праздника была колодка, существовал обряд "жизни Колодки". В понедельник Колодка "рождалась". Женщины утром собирались в корчме "колодкувать": клали на стол небольшое полено  – Колодку, каждая женщина по очереди окутывала бревно кусками полотна,  лоскутками,   затем снова клала его на стол. Такой обряд означал, что Колодка "родилась". Женщины пили наливку и поздравляли друг друга с "рождением". Во вторник Колодку "крестили"; в среду устраивали "похрестини"; в четверг Колодка "умирала"; в пятницу Колодку "хоронили", а в субботу – "оплакивали". В воскресенье молодые женщины "волокли" Колодку.
Колодий – это Бог брака, примирения и взаимопонимания. Приходит к людям на Сретение. Восстановитель утраченных сил весной. Праздник Колодия – это прославление Солнца. 
Колодий – древний праздник не только проводов зимы, но и развлечения для замужних женщин. Целую неделю, пока праздновали Колодия, мужчины должны были беспрекословно слушаться женщин и терпеть их "веселые выходки".  Кроме того, выпивать и веселиться в эту неделю могли только женщины, а мужчины могли делать это лишь с разрешения представительниц прекрасного пола.
С танцами и пением, с застольем, с угощением солнечными блюдами, с шутками и хорошими мыслями – именно так праздновали Колодия на украинских землях еще со времен матриархата, когда почитали Великую Богиню Мать (Макошу). Мужчины на протяжении всей Бабской недели становились подкаблучниками, однако не переставали быть гордыми воинами-козаками. 
После празднования рождения Колодки замужние женщины обходили те семьи, где были юноши, не женившиеся в брачный сезон на протяжении последних мясниц, и привязывали их матерям колодку . Таким же образом наказывали и девушек, перебиравших женихами и не успевших выйти замуж, а уже пора иметь детей, носить и ласкать их на руках, как и матерям качать колыбельку с внуками. Девичью колодку украшали красочными лентами и бумажными цветками и привязывали к левой руке (а не ноге, как юношам).
Парни заранее готовились к Колодию, от которого можно откупиться деньгами или магарычом, а еще – бусами, лентами или платком. Таким Колодий напоминает: «Не женился еси, так колодку носи!». Вот так Бог брака не только благословляет супружескую жизнь, но и наказывает тех, кто пренебрегает им и нарушает обет.
Этот праздник богат веселыми и радостными играми. Бог Колодий шутит, и одновременно и учит тех, кто не женат или не имеет детей, потому что он еще и опекун супружеской жизни, способствует укреплению новой семьи, заботится о здоровье и жизненные радости, предохраняет от болезней.
В эти веселые дни вокруг только и слышны громкие возгласы: «Колодий Родился!».   Везде приглашают бога Колодия в гости:
Пойдем, Колодий, на нашу затею.
Будем есть, Будем пить, мир Божий хвалить.
На праздник Колодия надлежало обязательно помириться.
В течение всех семи дней наш древний народ смакует напитки Колодия. На 7-й день вместе с Колодием  должны были умереть все злые и враждебные силы, а потому в конце развлечений Колодий еще раз щедро одаривал людей своей солнечной искрящейся добротой.
Все рады ему, целуются, шутят и поют песни, потому что приближается весеннее обновление.
Воскресенье, 10 март - "Прощеное воскресенье". В этот день принято просить прощения у всех близких и обиженных за возможные обиды. Это очень светлый день перед началом Великого поста.

Комментариев нет: