Translate

28 июля 2015 г.

Правда ( ???? ) войны

Газета «Правда» от 10 июля 1941 года. Авторы — военные корреспонденты П. Павленко и П. Крылов:
«И бесстрашный Гастелло продолжал свое дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолета. Машина в огне. Выхода нет. Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен? Нет, это не выход. И капитан Гастелло не отстегивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолета. Огонь уже возле летчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнем, еще видят, опаленные руки тверды. Умирающий самолет еще слушается руки умирающего пилота. Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом! Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны. Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя».

«На гробах летаем»

Николай Гастелло
На это людоедское произведение журналистского искусства народ среагировал, как на эротический триллер. Этому способствовали и прекрасная итальянская фамилия крылатого воина, и его красота (парень был очень хорош собой) и описание его смерти, возбуждающее садомазохистские струнки... Хотя, на самом деле, с реальностью этот эпос-опус контактирует очень слабо. Необычная фамилия Гастелло не имеет к Италии никакого отношения. Отец Николая, Франц Гастыло, приехал в Москву из Белоруссии, устроился работать на литейный завод и поменял свою фамилию на более благозвучную — Гастелло. Будущий герой родился 26 апреля 1907 года. Учился в Сокольническом мужском училище, работал учеником столяра, затем слесарем на паровозоремонтном заводе, вступил в ВКП(б) — классическая для этих лет пролетарская биография. В 1932 году партия направляет Гастелло в 11-е Луганское летное училище, откуда через полтора года он выходит летчиком самолета ДБ-3Ф. Боевое крещение получил в боях под Халхин-Голом в 1939 году, затем участвовал в войне с Финляндией.
В первые же дни войны советская авиация понесла тяжелейшие потери. Большинство истребителей были уничтожены, даже не успев подняться в воздух. Этим объясняется то, что 26 июня эскадрилья бомбардировщиков ДБ-3Ф, которой командовал Гастелло, была брошена против прорвавшегося противника на участке Молодечно-Радошковичи. Самолеты ДБ-3Ф были предназначены для совершенно других целей. Это дальние бомбардировщики, созданные для полетов в глубокий тыл противника, обладающие значительной грузоподъемностью, но легко уязвимые. Их задача — ковровые бомбардировки с большой высоты, где их не могла бы достать артиллерия врага. Так, 8 августа 1941 года, когда наши войска беспорядочно отступали по всем фронтам, эскадрилья из 15 ДБ-3Ф под командованием полковника Преображенского нанесла бомбовый удар по Берлину. На борту каждого самолета находилось по 800 килограмм авиабомб. Но для прицельной бомбардировки колонн бронетехники ДБ-3Ф приходилось спускаться как можно ниже, и большие самолеты становились легкой мишенью для артиллерийского огня с земли. В одном из сражений под Радошковичами было уничтожено 15 советских боевых машин! Потери были огромны. В отношении участия ДБ-3Ф в бомбардировках наступающих немецких частей оправдались слова наркома ВВС Павла Рычагова, сказанные им Сталину: «На гробах летаем!»
Бомбардировщик ДБ-3Ф

Неувязки

Экипаж самолета, которым командовал Гастелло, состоял из четырех человек. Кроме командира, в него входили стрелки-бомбардиры лейтенант Бурденюк и лейтенант Скоробогатый и стрелок-радист младший сержант Калинин. Через много лет после войны кинодокументалист Анатолий Алай обнаружил в архивах список потерь 42-й авиадивизии, в составе которой находился экипаж Гастелло. В этом списке к перечню погибших членов экипажа было сделано примечание: «Один человек из состава экипажа выпрыгнул с парашютом из горящего самолета. Кто — неизвестно». Но, по мнению экспертов, конструкция ТБ-3Ф такова, что первым из него может выпрыгнуть только сам командир. Это был большой знак вопроса, возникший в истории Николая Гастелло.
Подвиг Гастелло

В 1951 году, в ознаменование 10-летия подвига, в Белоруссии на самых высоких этажах власти было принято решение расконсервировать братскую могилу, где был похоронен герой, с целью перезахоронения. Однако никакого капитана Гастелло в могиле не оказалось. Вместо него были найдены останки старшего лейтенанта Григория Реутова, стрелка-радиста из экипажа другого ДБ-3Ф, пропавшего без вести в тот же день, 26 июня 1941 года, когда погиб Гастелло. Этим самолетом командовал капитан Александр Маслов, друг Гастелло. Его машина была подбита в том же бою. Удалось найти свидетелей, видевших, что Маслов действительно пытался совершить таран на охваченном пламенем бомбардировщике, но не дотянул до шоссе около 200 метров. Из этой неудавшейся попытки, вероятно, и возникла легенда о таране, который был приписан командиру эскадрильи Гастелло. В 50-е годы именем Гастелло уже были названы сотни улиц, колхозов и пионерских дружин. Переписывать историю было поздно, поэтому о том, что в могиле Гастелло лежит вовсе не он, никто не узнал. Более того, в 1976 году на месте гибели самолета Александра Маслова был установлен величественный памятник Николаю Гастелло.

Где же Гастелло?

Самолет Гастелло в конце концов все-таки нашли. В 25 километрах от Радошковичей находится деревня Мацки, окруженная непроходимыми болотами. 26 июня 1941 года в огород одного из домов приземлился на парашюте летчик из подбитого самолета. Сам бомбардировщик рухнул в болото. Жители деревни, в чей огород приземлился парашютист, запомнили, что очень быстро подъехала немецкая штабная машина, парашютиста схватили и увезли. Больше о нем ничего не известно. Но в найденных в болоте обломках самолета обнаружили медальон Калинина и письмо с подписью Скоробогатого — членов экипажа Гастелло. Так что есть основания полагать, что взятым в плен парашютистом был не кто иной, как сам герой Советского Союза Николай Гастелло.

Легенда и быль

Итак, Николай Гастелло не совершал своего знаменитого тарана, не погиб смертью храбрых, а, скорее всего, оказался в немецком плену. (Кстати, лично мы не видим в этом оснований для того, чтобы не считать его героем.) Нет никаких шансов узнать, как сложилась судьба Гастелло. Но если он не умер в лагере для военнопленных, то, возможно, перенес все тяготы неволи и, догадываясь об участи, ожидавшей побывавших в плену на родине, вполне мог предпочесть, как многие, не возвращаться после войны в Россию. Так или иначе, военные корреспонденты, авторы легенды о героическом самопожертвовании летчика Гастелло, трудились не напрасно: уже 28 августа 1941 года его подвиг был повторен экипажем младшего лейтенанта И. Т. Вдовенко, а 2 ноября 1941 года экипажем капитана Н. Т. Хрусталева. Всего до конца войны подвиг, которого не было, был повторен советскими камикадзе 503 раза!
Правда  о   28  ( ???? )  панфиловцах

Комментариев нет: