Translate

22 сентября 2015 г.

МНЕНИЕ

В 1861 профессор Николай Костомаров издал свою книгу «Две русские народности» - некую попытку рассказать о схожести украинцев и московитов.
Но как автор не старался, все его попытки связать противоположные как по духу так и по происхождению народы к желаемому результату не привели.
Вместо того чтобы подтвердить популяризировавшийся тогда и сейчас миф о схожести и братстве российского и украинского народов он его окончательно развеял!
Костомаров своей книгой разрушил, сотни лет, создаваемый российскими идеологами устойчивый стереотип о единокровном славянском происхождении московитов и украинцев, миф о схожести ордынцев московитов-россиян и украинцев-русов!
Работа произвела фурор, но из-за своей объективности не была популяризирована, и даже сегодня знают о ней единицы.
Впрочем, зачем пустые слова, прочитайте сами, избранные мною моменты из книги Николая Костомарова из работы «Две русские народности»:
Миф о братстве украинского и московского народа

Нравы

В характере украинского народа преобладает личная воля, а в российском преобладает всеобщность.
Для украинца коренным образом связь людей основывается на взаимном согласии и может распадаться по их взаимной воле.
Россияне стремятся закрепить необходимость и неразрывность единожды установленной связи, а саму причину установления отнести к Божьей воле и, следовательно, изъять от людской критики.
Коллектив для украинца не то, что для россиянина. Для первых - это добровольная организация людей.
В Украине каждый член громады - независимая личность, самобытный собственник!
Обязанность его в громаде только в сфере взаимной безопасности и выгоды каждого.
Для россиянина коллектив - выражение общей воли, поглощающей личную самобытность каждого.
Миф о братстве украинского и московского народа

Вера в Бога

В Украине церковь имеет большой моральный авторитет и силу, но она не доводит своей силы до того, чтобы на веру, без доказательств освящать успех всех дел.
С церковью в России случилось совершенно обратное.
На России церковь деяниями своих сановников сделалась органом последнего суда.
Церковная власть в России стоит несравненно выше над массою и имеет гораздо больше возможностей действовать самовластно.
У россиян большое стремление спорить за букву, придавать догматическую важность тому, что составляет часто не более, чем грамматический вопрос.
Наблюдая за российским народом во всех слоях общества, мы нередко встретим людей истинно христианской нравственности, религиозность которых обращена к практическому осуществлению христианского добра, но в них мало внутреннего благочестия, пиетизма.
Мы встречаем ханжей, строгих исполнителей внешних правил и обрядов, но без внутреннего благочестия, большею частью хладнокровных к делу религии, исполняющих внешнюю ее сторону по привычке.
В высшем образованном классе россиян мало людей верующих, но не вследствие какого-нибудь мысленного труда и борения, а по увлечению, потому что неверие им кажется признаком просвещения.
Истинно верующие натуры составляют исключение.
В украинском народе сильно чувство всеприсутствия Бога, душевное умиление, внутреннее обращение к Богу, тайное размышление над собою, сердечное влечение к духовному, неизвестному, таинственному, но отрадному миру.
Украинцы исполняют обряды, уважают формулы, но не подвергают их критике.
Украинец не будет толковать о богослужении, об обрядах, праздниках, а расскажет о своем благочестивом впечатлении от богослужения, торжественности обряда, высоким значением праздника и так далее.
В Украине между образованными классами людей сломить веру не так легко, как между россиянами. Неверие поселится в душу украинца только после длинной, глубокой борьбы.
Миф о братстве украинского и московского народа

Отношение к другим религиям

У россиян присутствует нетерпимость к другим религиям, презрение к чужим народностям, высокомерное мнение о себе.
Все иностранцы, посещавшие Московию в XV-XVIII веках, единогласно утверждают, что москвитяне презирают чужие веры и народности. Цари, которые в этом отношении стояли впереди массы, омывали свои руки после прикосновения иностранных послов христианских вероисповеданий.
Немцы, допущенные жить в Москве, подвергались презрению, духовенство стояло против общения с ними.
Патриарх, неосторожно благословив их, требовал, чтобы они отличались заметнее от православных наружным видом, чтобы впредь не получить нечаянно благословения.
Латинская, лютеранская, армянская и другая всякая вера, чуть только отличная от православной, считались у россиян проклятою.
Россияне считают себя единственным избранным народом в вере, и даже не вполне расположены к единоверным народам — грекам и украинцам.
Чуть только что-нибудь было несходно с их правилом, то заслуживало презрения, считалось ересью.
Московиты на все чужое смотрят свысока.
Очевидно, иметь такой взгляд на все неминуемо помогло россиянам покорение их тартарами.
В Украине все иначе.
Издавна Киев, потом Владимир Волынский, были сборными пунктами местопребывания иностранцев разных вер и народов.
Украинцы с незапамятных времен привыкли слышать у себя чужую речь и не дичатся людей с другой внешностью и с другими нравами.
В воображении украинца католик не представляется ему врагом.
Особы княжеского рода сочетались браком с особами влиятельных домов католического исповедания. То же, вероятно, делалось и в народе.
В украинских городах греки, армяне, жиды, немцы, поляки, угры находили вольный приют, ладили с местными.
Поляки, забравшись в Киевскую землю в качестве пособников князя Изяслава, пленились веселостью жизни в чужой земле.
Этот дух терпимости, отсутствие национального высокомерия перешел впоследствии в характер козачества и остался в народе до сих пор.
В козацкое общество мог приходить всякий! Не спрашивали, кто он, какой веры, какой нации!
Когда Поляки роптали, что козаки принимают к себе разных бродяг и, в том числе, еретиков, убегавших от преследований духовного суда, козаки отвечали, что у них издавна так ведется, что каждый свободно может прийти и уйти.
Миф о братстве украинского и московского народа

Суть конфликтов

Войны украинцев с католиками во времена козацких восстаний происходили не от ненависти к католичеству, а от досады за религиозное насилие, принуждение, унижение.
Походы против турков и тартар, с одной стороны, имели побудительными причинами не слепой фанатизм против неверных, а мщение за их набеги и за пленение украинцев.
С другой стороны, ими двигал дух удальства и страсть к добыче, которая необходимо развивается во всяком воинственном обществе.
А тем временем в России жиды не смели и показываться.
Миф о братстве украинского и московского народа

Роль воображения в духовном мире

При скудости воображения у россиян чрезвычайно мало суеверий, хотя чрезвычайно много предрассудков, и они держатся их упорно.
Украинцы, напротив, представляются в высшей степени суеверным народом, в особенности на западе. Чуть ли не в каждом селе существуют художественные рассказы о явлениях мертвых с того света в самых разнообразных видах.
Это трогательные рассказы от явления мертвой матери, обнимающей своих малюток, до страшного образа вампиров, распинающихся в полночь на могильных крестах и вопиющих диким голосом.
В богатом историческою жизнью украинском крае изобилуют предания о давно прошедших временах.
В этих преданиях проглядывается яркий народный вымысел.
Волшебство со своими причудливыми приемами, мир духов в самых разнообразных образах и страхах, подымающих на голове волосы, и возбуждающих смех до икоты - все это облекается в стройные рассказы, в изящные картины.
Украинцы иногда сами плохо верят в действительность того, что рассказывают, но не расстанутся с этим рассказом, доколе в них не погаснет чувство красоты, или пока старое не найдет обновление своего поэтического содержания в новых формах.
Совсем другое у россиян.
Они верят в чертей, домовых, ведьм, потому что получили эту веру от предков, верят потому, что не сомневаются в их действительности, верят потому, что вера нужна для объяснения непонятных явлений, а не для стремления возвыситься над плоской участью обыденной жизни.
Фантастических рассказов у россиян мало. Черти, домовые очень материальны.
Россиянина мало занимает сфера загробной жизни и духовный мир.
У россиян нет почти историй о явлениях души после смерти.
Если же она встречается, то заимствованная из книг, и, скорее, в церковной обработке, а не в народной, как у украинцев.
По духу нетерпимости россиянин гораздо упорнее в своих предрассудках.
Я был свидетелем очень характерного случая, когда одного господина обвиняли в безбожии и богохульстве за то, что он отозвался с пренебрежением о вере в существование чертей.
Миф о братстве украинского и московского народа

Семья или община

У россиян сильно выражено стремление к тесной коллективной организации людей, где уничтожаются личные интересы под властью общих.
Нерушимая законность общей воли, выраженная смыслом тяжелой судьбы, совпадает в российском народе с единством семейного быта, неделимостью семей, общинною собственностью.
Для украинца нет ничего тяжелее и противнее такого порядка.
Семьи украинцев делятся и дробятся, как только появляется потребность в самостоятельной жизни.
Опека родителей над взрослыми детьми кажется для украинца несносным деспотизмом.
Претензии старших братьев к меньшим, как и отношения дядей с племянниками, возбуждают неистовую вражду между ними.
Кровная связь и родство мало располагают украинцев к согласию и взаимной любви, напротив, очень часто люди приветливые, кроткие, мирные и уживчивые находятся в непримиримой вражде со своими кровными родственниками.
Ссоры между родными — явление самое обыкновенное в любых сословиях.
В Украине, чтобы сохранить любовь и согласие между близкими родственниками, надобно им разойтись и как можно меньше иметь общего.
Родство связей украинцев ведет скорее к ослаблению их, чем усилению.
Напротив, у россиян, кровная связь заставляет человека нередко быть к другому дружелюбнее, справедливее, снисходительнее, даже когда он вообще не отличается этими качествами в отношении к чужим.
Россиянин из покорности долгу готов принудить себя любить своих ближних по крови, хотя бы они ему не по душе, снисходить к ним, потому что они ему сродни, он готов для них на личное пожертвование, сознавая, что они того не стоят - они своя кровь.
Некоторые россияне, которые приобрели в Украине имение, затевали иногда вводить в украинские семьи российский коллективизм и неделимость. Плодом этого были отвратительные сцены: не только родные братья готовы были поминутно завести драку, но сыновья вытаскивали отцов своих за волосы через пороги дома.
Украинец тогда почтительный сын, когда родители оставляют ему полную свободу и сами на старости лет подчиняются его воле.
Тогда добрый брат, когда с братом живет как сосед, как товарищ, не имея ничего общего, нераздельного.
В украинских семьях соблюдается правило: каждому свое.
Не только взрослые члены семьи не надевают одежды другого, даже у детей у каждого свое.
У россиян, в крестьянском быту, часто две сестры не знают, кому из них принадлежит тот или другой тулуп, а об отдельной принадлежности у детей не бывает и помина.
Миф о братстве украинского и московского народа

Женщина - мать

Женщина в российской культуре редко возвышается до своего человеческого идеала, редко ее красота возносится над материей, редко влюбленное чувство может в ней ценить что-нибудь за пределом телесной формы, редко выказывается доблесть и достоинство женской души.
Украинская женщина в народном фольклоре, напротив, до того духовно-прекрасна, что и в своем падении высказывает поэтически свою чистую натуру, и стыдится своего унижения.
В песнях игривых, шуточных, резко выражается противоположность натуры украинского и российского народов.
В украинских песнях о женщине, маме вырабатывается прелесть слова и выражения доходят до истинной художественности.
Напротив, российские песни такого разряда показывают не более как стремление уставшего от прозаической деятельности труда забыться на минуту как-нибудь, не ломая головы, не трогая сердца и воображения.
Песня эта существует не для себя самой, а для некой декорации, больше материального удовольствия.         ПРОДОЛЖЕНИЕ   _     http://fakeoff.org/history/mif-o-bratstve-ukrainskogo-i-moskovskogo-naroda

Комментариев нет: