Томным парижским вечером 1905 года в салоне русской певицы Киреевской было людно. Ждали танцевальных представлений – прошел слух, что подадут экзотику. Как любопытно!..
В полутемную залу ворвалась высокая черноглазая танцовщица в звенящей сбруе украшений. Движения девушки завораживали, перезвон сотен браслетов гипнотизировал, страстные бархатные глаза одинаково манили всех присутствующих мужчин… Внезапно пылкая танцовщица скинула с себя легкие покрывала и – зрители ахнули! – предстала во всей своей изящной наготе, слегка задрапированной бижутерией.
Ошеломительное зрелище, бесспорный успех! По салону помчалось: Мата Хари, Мата Хари… Легкий ветер, заглянувший в дверь, мгновенно разнес это имя по всему Парижу.
Мата Хари, "око утренней зари", родилась в загадочной Индии, от мимолетного союза брахмина и 14-летней храмовой танцовщицы, умершей при родах. Ее душа была посвящена божеству Сва, и жрецы храма в Канда Свани готовили ее в танцовщицы. Выкрал девушку из храма английскийофицер, влюбившийся в ее пленительные танцы…
Самая подходящая биография для соблазнительной красавицы. Жаль, что выдуманная от начала до конца. МАТА ХАРИ (Mata Hari, сценический псевдоним Маргареты Гертруды Зелле, Zelle) (1876-1917), голландская исполнительница экзотических (якобы малайских и индийских) танцев. Выступала главным образом в Париже, где была видной фигурой так называемого «полусвета».
Во время Первой мировой войны, используя свои связи с высокопоставленными военными чинами и правительственными служащими обеих воюющих сторон, Мата Хари передавала союзникам секретные сведения от немцев, но была обвинена (возможно, несправедливо) в том, что она являлась двойным агентом. Казнена по приговору французского военного суда.
Энциклопедия Кирилл и Мефодий.
Мата Хари (Гертруда Маргарита Зееле) - шпионка и порнозвезда времен первой мировой войны, родилась 7 августа 1876 года в городке Леуварден на севере Голландии.«Маргарета (Грета) Гертруда Цееле родилась в городке Леуварден на севере Голландии, где возведена ее статуя и создан посвященный ей музей. Ее отец, Адам Цееле, был богатым фабрикантом-шляпником. Когда Грете было 10 лет, умерла ее мать. Потом разорился отец, и она переехала жить к своему дяде в Гаагу. В школе девочка отличалась необыкновенной одаренностью и способностью к наукам, но учебу бросила, так как хотела вырваться из-под семейной опеки и начать самостоятельную жизнь.
Однажды в газете Маргарета обнаружила брачное объявление, в котором капитан голландской армии Рудольф Мак Леод искал себе спутницу жизни. В июле 1895 года они поженились и отправились к месту службы капитана на остров Яву в Индонезию, которая тогда была колонией Нидерландов.
Там вскоре выяснилось, что они не подходят друг другу. Мак Леод, которому исполнился 41 год, хотел прежде всего, чтобы его юная жена занималась хозяйством, была бережливой, сидела дома и рожала детей. Маргарета же, напротив, жаждала развлечений, любила офицерские рауты, на которых она, приводя в бешенство собственного мужа, танцевала канкан.
Зарабатывая на кусок хлеба с маслом и сыром (скромнее барышня жить не умела), Маргарета перепробовала себя в качестве циркачки, натурщицы и служительницы панели. Нигде не задержалась – не ее. На самом деле девушка любила танцевать, хотя совершенно не умела этого делать. Муж часто ворчал, чтобы она со своим плоскостопием оставила причуды и прекратила подражать соблазнительным па индийских танцовщиц.
В 1899 году они развелись, грудного ребенка забрал себе Мак Леод, и вскоре Маргарета, не имевшая ни средств к существованию, ни образования, в поисках счастья отправилась в Париж».
2 января 1917 года Мата Хари отбыла в Париж.
«Когда Мата Хари в следующий раз встретилась с Калле (немецкий майор фон Калле, военный атташе германского посольства в Мадриде - В.К.), он уже знал, что ее видели в компании Данвиня, французского военного атташе. Он пришел в ярость и сказал, что, поскольку они, немцы, владели ключом к шифру секретных французских донесений, передаваемых по рации, им стало известно о том, что она сообщила о десанте в Марокко. Авантюристке следовало разгадать эту ложь, поскольку ни один военный атташе таких сведений не разглашал бы. После того как гнев Калле прошел, они занялись любовью; он решил устроить ей проверку и сообщил несколько устаревших или даже фальсифицированных фактов, которые Мата Хари приняла за чистую монету. Она полагала, что Калле чересчур болтлив: ей и в голову не приходило, что он может ее проверять. За переданные сведения Калле заплатил ей 3500 песет. В Мадриде она пробыла еще неделю, а 2 января отбыла в Париж, где рассчитывала получить щедрое вознаграждение».
13 марта 1905 года Мата Хари танцевала обнаженной в музее искусств Востока.
Спустя несколько месяцев полицейский инспектор Кюрнье рапортовал своему начальству о том, что мадемуазель Цееле по прибытии в Париж для пополнения своих скудных ресурсов принялась заводить себе любовников и позировать художникам. Если с первыми не возникло никаких проблем, то живописцы - в частности, известный импрессионист Гийоме - находили, что она слишком «плоская», и не желали запечатлевать ее на своих полотнах. Маргарета запомнила эти слова и в дальнейшем, выступая с танцевальными номерами, явившимися предтечей современного стриптиза, никогда полностью не открывала свою грудь.
Она стала танцовщицей после того, как на сцене увидела номер в исполнении Айседоры Дункан. Грета решила построить свою карьеру на модных в ту пору экзотике и эротике. Однажды ее выступление увидел мсье Гиме, промышленник и владелец музея искусства Востока, где он выставлял свою постоянно пополняемую коллекцию. Он предложил ей выступать в музее, но под другим именем. После долгого обсуждения Грета Мак Леод стала Матой Хари, что в переводе с малайского означало «око дня». Романист Луи Дюмур был свидетелем триумфального выступления танцовщицы в музее мсье Гиме 13 марта 1905 года: «Мата Хари танцевала обнаженной, ее небольшие груди были прикрыты медными резными пластинами, придерживаемыми на цепях. Сверкающие браслеты охватывали запястья, локти и лодыжки; все остальное тело оставалось обнаженным, утонченно обнаженным, от кончиков ногтей на руках и до пальцев на ногах».
Купаться в роскоши вместе с влиятельными любовниками – какое удовольствие! Легкомысленная танцовщица предалась кутежам с такой страстью, что напрочь позабыла, как мимолетен может быть успех. В конце концов, Парижу наскучило обнаженное тело Маты Хари.
Танцевала она все реже: ее, сделавшуюся знаменитостью, содержали любовники и отдельные проходные персонажи, с банковских счетов которых она снимала внушительные суммы за любовь. Но жажда сильных впечатлений гнала танцовщицу в самые опасные места. Например, прямо в лапы германской разведки, поманившие ее в Берлине. И Мата Хари не сумела справиться с искушением…
Получив задание и 20 тысяч франков, Мата Хари отправилась в Париж, где обязалась выяснить нужные Германии сведения о положении французских войск. Но столица быстро затянула ее в привычный омут роскоши и удовольствия, от наваждения которых Мата Хари очнулась только на курорте Виттель, и не где-нибудь, а в кабинете шефа французской контрразведки Жоржа Ладу. Теперь танцовщицу вербовала эта сторона.
Мата Хари вела опасную игру на оба фронта, существенно не помогая ни тому, ни этому. Ради чего? Скорее всего, в угоду авантюрному характеру. Хотя сама красавица оборонила на допросе, что нуждалась в деньгах, поскольку собиралась замуж за единственную любовь всей своей жизни…
Вадим Маслов, молодой русский офицер Императорского полка, проводил приятный отпуск под Шампанью. Там и
столкнулся с развлекающейся Матой Хари. Столкновение произвело короткое замыкание, и вот уже танцовщица, разбившая сотни сердец и выпотрошившая примерно столько же кошельков, клянется Маслову, что ради него пройдет сквозь бушующее пламя! Офицер оказался не столь безрассудным и, когда дело дошло до суда, не пожелал выступить свидетелем в защиту обвиняемой. 24 июля 1917 года начался процесс над авантюристкой Мата Хари.
Процесс над Мата Хари открылся в Париже в обстановке острейшего национального и правительственного кризиса. Французская армия в сражениях не блистала. Напротив, в ней зрел бунт. Страну сотрясали забастовки, а министров обвиняли в измене.
В таких условиях суд приобретал показательно-политический характер, когда участь жертвы была предрешена. Публике объявили: Мата Хари, передававшая секретную информацию противнику, несет тяжкую ответственность за неудачи доблестной армии. Военный судья капитан Бушардон называл танцовщицу «опаснейшим врагом Франции».
В обвинительных материалах фигурировали несколько телеграмм германского военного аттташе в Мадриде фон Кале, направленных им в Берлин, которые дешифровала французская контрразведка. В одной из них говорилось: «Н 21 прибудет в Париж завтра. Она просит, чтобы через Крамера на имя ее служанки Анны Линтьене были срочно переведены 500 франков».
Крамер был близко знаком с Матой Хари, и она не смогла опровергнуть этой связи с ним во время следствия. Более того, она была вынуждена признать, что получила от Крамера за время из «дружбы» в 1915 году 20 тысяч франков. В распоряжении французской контрразведки имелись и другие сообщения фон Калле, из которых явствовало, что Мари Хари в свое время получила от него симпатические чернила и другие приспособления для тайнописи. И все же доказательств у обвинения было недостаточно. Мата Хари по большому счету ничего не сделала ни для французской, ни для германской разведок. Она получала и тратила деньги, а задания не выполнялись…
Все ее попытки рассказать о том, что она служила Франции, с негодованием отвергались. «Я невиновна, - заявила Мата Хари на суде. - В какие игры играет со мной французская контрразведка, которой я служила и инструкции которой я выполняла?»
Для самой Мата Хари, наверное, самым тяжелым разочарованием было то, что страстно любимый ею Вадим Маслов, вызванный в качестве свидетеля, в суд не явился. После этого она потеряла всякий интерес к процессу.. Он продолжался при закрытых дверях всего два дня и завершился единодушным приговором - расстрел».
Комментариев нет:
Отправить комментарий