Translate

6 декабря 2011 г.

Славянские праздники

Попыток воссоздать Календарь славян-Ариев до нас было очень-очень много. Вы  можете  найти  множество  версий.   С тысячелетним поворотом Коло-Года меняются климатические условия, претерпел больших изменений и наш с вами жизненный уклад, многие обряды затерялись в глубине веков, первичный смысл некоторых смыт многовековым двоеверием. Но, как кропотливые его «разработчики», благодаря сравнительному анализу археологических находок, летописным первоисточникам, исторической литературе, этнографическим «полевкам», астрономическим данным, мнением других общин и собственным ощущениям во время обрядов в святодни, убеждаемся в его действенности.
Через Календарь учат наши Предки жить в Ладу с самим собой и друг с другом, ощущать свое единство с Родом-Прародителем и в каждом движении видеть дыхание Матери-Природы. Безусловно, правы те, кто видит во Сварожем Коле аграрную основу, ведь наша жизнь связана с сезонностью и плодородием Родной Земли. Но истинный Его смысл гораздо выше материальных благ - в нем древнейший дух творения, охранная воинская суть, созидательная сила берегинь и волшебство Лады. А когда приходит понимание сути, тогда и даст Божье семя, упавшее в дородную плоть Матери Сырой Земли, богатый и ярый урожай. И да будет так от Кола до Кола и от Века до Века!
Корочун Коляда 21-22 грудня -декабря
Солнцеворот – на лето поворот
Вечер, предшествующий Зимнему Солнцевороту, называют Корочун. По поверьям, в это время Кощный Бог отмеряет денек на воробьиный скок, приоткрывая двери в тайный мир. Природа готовится к появлению Нового Кола Летнего Солнца, все вокруг замирает в ожидании рождения Божича Коляды. Наступает самая длинная ночь в году, и не мудрено, что природный пик рождаемости приходится на Зимнее Солнцестояние.
Рождение – великое таинство, поэтому в этот момент отверзаются Двери в иные миры, совершаются гадания. Повинуясь предписанию природного цикла, вместе с Колядой рождается новое Коло, наступает Новый Год, который и открывает календарь. По дню Солнцеворота прогнозируют следующее Коло. Обрядный цикл объемный, рассчитан на сутки – от Корочуна до Коляденя. Он укрепляет и освящает как малое семейное коло, так и весь род, всю общину.
Обрядовая практика связана с гаданиями, предсказаниями и призыванием добра и лада на целый год. С вечера возжигаются Огни, которые помогают светом земного Сварожича родится Небесному Божичу Коляденю, именно с этим теплом мы входим в новое годовое счисление. Для этого ко дню Зимнего Солнцеворота мужчины ищут в лесу Бадняк – крепенькое поленце из мужской породы дерева. В ночь на Солнцеворот поленце разделяют на две равные части, стараясь не прикасаться к нему голыми руками, только в рукавицах, ведь теперь Бадняк принадлежит иному миру. Первую полешку кормят и поят, приговаривая: «Ай, веселяк наш Бадняк!» Потом же с надлежащими почестями провожают через крадный огонь в Вырий. Приходит очередь второй части Бадняка – это главное поленце Священного огня, он переносит в новое Коло все добрые чаянья, пожелания, успехи и радения. Вокруг него хороводят с песнями и прибаутками по ходу Солнышка.
На Кощную ночь старшие женщины готовят богатый стол о двенадцати блюдах – каждому месяцу посвященных. Основным «действующим лицом» стола является завитый Дидух – символ старого Кола и Нового Рождения, «модель» Мирового Древа и залог благополучия. Основные блюда – пшеничные каши на меду, узвары и, конечно же, паляницы – праздничный, богато украшенный круглый хлеб.
Ароматные, из самой лучшей муки, сладкие «корочунки» и «колядницы» укладываются на сноп сена, сверху водружается Дидух. Вот такой вот вымощенный путь открывается для того, чтобы Младенчик-Солнышко сошел в ваш дом. За всем этим богатством прячется старший мужчина, чтоб и макушки не было видать, вопрошает: «Ай видать ли меня?» Семейство, пытаясь разглядеть его из-под караваев, ответствует: «Ой, не видно же, батьку!» - «А чтоб и в Новом Коле добра было столько и еще больше!»
Огромное значение в Колядную ночь имеют скоморошины. Ряжение – это и способ защиты от навьих, разгуливающих в зимнее время года, и метод общения с Прародителями. Управляет балагурной толпой ряженых верховода с коляденным посохом, он и руководит священным действием, ведь, прежде всего, скоморохи – это Боги, принявшие необычный облик. Поэтому среди ряженых можно повстречать главную виновницу Коляденя – Козу, ведь Божич в Коло новое на козе въезжает. Велес приходит в облике Медведя, а разыгрывание веселых сценок, на самом деле, «помогают» юному Коляде вступить в свои права – ряженые выступают его неизменной свитой. За праздничные колядки и ритуальные вертепы скоморохов ждут сладкие подарки, а рожденное в эту священную ночь Солнышко катится первым горящим колесом по заснеженному пригорку:



Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была
божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде
посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые
впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение
Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась
славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в
новогодние празднества веселые ватаги молодежи.
  

ОДНА  ИЗ  ВЕРСИЙ

Наши Предки жили по солнечным календарям, которых  насчитывалось большое количество. У каждого крупного рода был свой календарь. По нему производились все полевые работы, что являлось одним из главных критериев выживания рода. Поэтому, когда поселялся род, первым делом в центре любого поселения организовывалось место для жертвенника. Оно называлось „майдан". От него радиально-лучисто отходили улицы, а вдоль дорог располагались вехи. Они и являлись ориентирами, по которым наблюдался восход и заход солнца, т.е. строилась своеобразная солнечная обсерватория. Причем наблюдения были настолько точными, что позволяли засечь отклонения в сотых долях градуса. Таких обсерваторий по территории, где жили славяне, насчитываются десятки тысяч. Наиболее крупными и нам известными являются: Стоунхендж, Аркаим, Каменная Могила, Белогорский (Воронежская область), гора Богута (Прикарпатье) и другие храмы-обсерватории. Причём Белогорская обсерватория предназначалась для некоторых других целей. Она находится глубоко в недрах меловых отложений и построена в форме прямого ствола шахты, из которого можно даже днём наблюдать звезды. В нижней части ствола шахты, по-видимому для удобства наблюдения, сделан водный бассейн, в котором также отражается небосвод. В катакомбах храма на стенах много символов Стрибога. Обсерватория горы Богуты является комплексной, где имеются „майдан" и два 9-метровых колодца.
Изображения календарей у славян были: на камне (скрижали) — ярким примером является Святилище Каменная Могила, металле (сантии), коже, папирусе, пергаменте, дереве (дощии), бересте и др. При переселении на новые места снималась обязательно копия с основного календаря. Они часто изображались на бытовых предметах, это были: горшки, всевозможные блюда, посохи, и даже верхняя женская одежда.  .
Надписи на календарях осуществлялись основными видами письменности, которых , на момент принятия христианства, существовало более десяти. И это не удивительно: в курганах вблизи Святилища Каменная Могила по сообщению Ю.А. Шилова открыты надписи арийцев: ,, древнейшего слогового и алфавитного письма начала II тыс. до н.э.". К ним относятся следующие: клинопись, зеркально - образное письмо, иероглифическое письмо, черты и резы, воеводское письмо, руническое письмо и др. Причём, как отмечает А.В. Платов,: „В Северо-Западной части Балто-Славянского региона (Восточно - Балтийское и Беломорское побережье) традиция использования рунических символов при создании деревянных календарей - посохов сохранилась почти на полтора столетия дольше - вплоть до конца XIX века."
За движением солнечных светил следили жрецы. Не менее древним является также ведический календарь - Коляды ДАРЪ. Он является одним из разновидностей календарей, который сохранился до нашего времени. Наши далёкие предки в своей жизни пользовались им -Да'арийским Круглолетом (Круг Лет) Числобога.

Комментариев нет: