Translate

18 января 2012 г.

Григорий Саввич Сковорода

 3декабря 1722 года в сотенном местечке Чернухи Лубенского уезда (сейчас – районный центр Полтавской области Украины) у малоземельных казаков Саввы и Пелагеи родился сын Григорий. Семья их отличалась набожностью, миролюбием, гостеприимностью, честностью. В этой атмосфере мира и согласия хорошо жилось маленькому мальчику. Грыць любил сиживать под ивой, играть на сопилке, подаренной старым кобзарем и наблюдать окружающий мир. Неизвестно, откуда у сына казака была такая неуемная тяга к знаниям, но Григорий еще проявит себя, как человек целеустремленный и твердый не только в постижении наук. Дьяк-скрипач поставил его первым певцом в церковном хоре, давал читать книги (большая ценность и редкость в те времена), учил нотной грамоте, готовил в академию.
Киево-Могилянская Академия в 18 веке была одним из трех ведущих учебных заведений в Украине и представляла собой и среднюю, и высшую школы. Григорий Сковорода поступил в Академию в 1738 году. Обучался в классах инфимы, грамматики, синтаксимы, поэтики, риторики. Основы философии преподавал ему видный философ, просветитель и религиозный деятель Михаил Казачинский. Григорий имел способности и стремление к знаниям незаурядные. Будущий митрополит Киевский Самуил Миславский – на редкость умный и способный человек, будучи его соучеником, во всем Григорию уступал.
Будучи хорошо знакомым с множеством трудов предшественников-философов, в своих произведениях Сковорода никого не цитировал. Безусловно, "книги рождают книги", но избегать цитат – особый талант. Ведь часто обильное цитирование подменяет личное понимание. Сковорода все понимал по-своему, пропускал через себя мысли предшествующих поколений, совершенствуя себя бесконечно. И был награжден сполна. Достоверно известно, что он на физическом уровне испытывал духовный подъем, граничащий с экстазом и подробно описывал свои ощущения Михаилу Ковалинскому – другу и ученику. Григорий Саввич был уверен, что это Дух Божий посещал его: "…и с того часа посвятил себя на сыновнее повиновение Духу Божиему."
В 1742 году Сковорода был приглашен певцом Придворной хоровой капеллы в Санкт-Петербург императрицей Елизаветой Петровной, известной любительницы музыки и Малороссии. Дошло до наших времен интересное двустишие о Елизавете: "Веселая царица была Елисавет, поет и веселится; порядка только нет." Певчим жилось очень неплохо в те времена. Они получали жалование, гардероб, столовались при дворе, по праздникам – вино. Многие соотечественники Сковороды предавались столичным соблазнам и кутили все свободное время. Григорий же на досуге занимался сочинительством духовной и светской музыки, иногда на свои стихи. Кроме того, что он обладал красивым басом, Сковорода хорошо владел скрипкой, флейтой, бандурой, цимбалами, сопилкой. Всю последующую жизнь, в паузах между учительствованием, созерцанием окружающего мира и дорогой, он заполнит музыкой.
Когда в 1744 году императрица Елизавета Петровна со всем двором была в Киеве, Сковорода получает увольнение с чином придворного уставщика. Чин этот присваивался лучшим из придворных певчих. Значил он то, что уставщик одарен острым слухом и мог быть запевалой в хоре.
Сковорода продолжил обучение и закончил Академию в 29 лет, правда, без последнего, богословского класса. Потому и подписывался впоследствии: студент Сковорода. Какова ирония! Он, по сути, так и остался вечным учеником, вечным студентом, всегда открытым для новых знаний. Некоторые источники утверждают, что Григорий прибег даже к симулированию душевной болезни, только чтобы избежать духовного звания. Уж очень он хотел повидать чужие края! И такая возможность вскоре ему предоставится.
С официальной церковью у Григория Саввича отношения были сложные. Он считал, что слишком увлеклись внешней стороной ритуалов и обрядов священнослужители тех времен. Святые отцы, в свою очередь, имели претензии к учителю, открыто заявляющем о том, что весь мир спит, и что пора просыпаться. Не принято было сеять такие мысли в учебных заведениях тех времен. По этой причине, после ссоры с архимандритом Гервасием Якубовичем, Сковорода покидает пост учителя поэтики, этики и синтаксимы в Харьковском коллегиуме летом 1760 года. По схожей причине он был выгнан в 1754 году епископом Переяславским из училища.
В 1750 году генерал-майор Гавриил Вишневский отправлялся с особой государственной миссией (наладить поставку токайских вин ко двору) в Венгрию и подыскивал себе людей, способных к церковному пению и службе. Сковорода по рекомендации был принят в эту экспедицию. Из исторических источников известно, что посетил он Венгрию (Будапешт), Австрию (Вена), Словакию (Братислава), Чехию (Прага), Польшу, Германию, Италию. Прошел пешком большую часть Западной Европы, общался с народом, посещал лекции немецких философов. Проблем с языками у него не было. Григорий Саввич владел латинским, греческим, немецким, еврейским. В путешествии по Европе он всесторонне пополнял свои знания.
Три года длилась европейская экспедиция, и в 1753-м Григорий Саввич возвращается в свое родное село. Безрадостная картина ждала его там. Заросшая, запущенная хата, никого из родных в живых, кроме брата Степана, который еще в 1738 году уехал в Санкт-Петербург в поисках счастливой доли. Но и от него давно не было никаких известий. Такие эпизоды не вводили Григория в отчаяние, они лишь закаляли его сердце. Ни один, самый злой поворот судьбы не ужесточил этого удивительного человека. В этом – его сила, сила его разума и учения, произведенного этим разумом.
Всех исследователей жизненного пути и философских настроений Сковороды объединяет исключительно теплое отношение к нему. Кажется, будто он отдал свою правду и доброту на много веков вперед так щедро, что хватит на всех желающих его понять.
Жизнь и творчество Г.С.Сковороды изучали: М.И.Ковалинский, В.Т.Нарежный, И.И.Срезневский, Т.Г.Шевченко, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, В.Соловьев, Н.С.Лесков, Л.Н.Толстой и другие.
М.А.Булгаков в "Мастере и Маргарите" зашифровал множество знаков, свидетельствующих о влиянии учения Сковороды на писателя. Вот некоторые из них.
Мастер знает английский, французский, немецкий, латынь, греческий и читает по-итальянски. Сковорода знал древнееврейский, греческий, латынь, немецкий и немного итальянский.
Одно из мест действия романа – явно бывший Румянцевский музей (теперь – одно из зданий Государственной библиотеки России), где сохранены рукописи Мастера. В 1875 году у внучки Михаила Ковалинского приобретены рукописи Сковороды.
Роман Булгакова и трактат Г.Сковороды "Потоп змиин" толкуют теорию трех миров: земной, Библейский и космический. Мир Библии у обоих авторов связывает видимую и невидимую природу двух остальных миров.
"Рукописи не горят!" Сковорода, подобно Мастеру, сжег свою книгу "Асхань". Впоследствии, эта рукопись оказалась у одного из приятелей Григория Саввича.
Сковорода изумлялся заблуждениям о том, что только на Земле существует жизнь человеческая. "Такие голоса могут лишь вредить эволюции. Люди и без того не умеют заглянуть в Беспредельность". Будто он уже тогда обладал знаниями 21 века. Тем более щекочет нервы подобное заявление в совокупности с задокументированным на видео предсказанием Ванги в 1979 году о том, что через 200 лет произойдет первый контакт землян с представителями внеземных цивилизаций. Григорий Саввич был далеко впереди своего времени. С открытым сердцем передавал другим истины, познанные им самим. В.Н.Каразин, основатель Харьковского университета, дал наиболее точное определение роли Г.С.Сковороды в развитии мировой философской мысли: "Мы под чубом и в украинской свитке имели своего Пифагора, Оригена и Лейбница".
Наслышанный о Сковороде, его благом нраве и больших способностях, полтавский помещик Степан Томара, через знакомых, приглашает философа наставником к своему сыну для домашнего обучения. Было это в 1755 году. Сковорода оставался совершенно без каких-либо средств к существованию, и принял приглашение приехать в село Каврай. Надо сказать, исключительно противоречивая личность этот самый Томара. Он, будучи дворянином, не признавал никого и ничего, что не украшено гербом. Надменный и пренебрежительный к простолюдинам, не делал он исключения и для Сковороды, которого, однако, весьма почитал за его таланты и разум. За год службы, Стефан Томара ни разу не заговорил с Григорием Саввичем, хотя столовался тот вместе со всей семьей. Однажды за явную глупость при ответе, Сковорода назвал сына помещика "свиной башкой". Проворная челядь мигом донесла о происшествии супруге Стефана, и она настояла выгнать грубияна этакого. Лишь тогда помещик впервые заговорил со Сковородой, сожалея о случившемся. На этом их отношения не закончились. Стефан прекрасно понимал, что лучшего педагога для сына ему не найти, и по возвращении Григория из Москвы пошел даже на обман, чтоб снова заполучить учителя для сына. Общий приятель Томары и Сковороды привез последнего в Каврай спящим. Не хотел принимать Григорий Саввич этого предложения вторично. Но Стефан Томара искренно каялся и уговаривал Сковороду остаться. Григорий Саввич смягчился сердцем и согласился, притом без уговора, условий и сроков. В этот раз учитель остался на три года.
Интересен следующий случай из жизни Григория Саввича. Это можно называть интуицией, даром предвидения, как угодно, но фактом остается то, что впереди был самый плодотворный период творчества "Сократа на Руси", и высшая сила уберегла его от кончины. В 1770 году Сковорода гостил в Киеве у родственника дворянина Сошальского, Иустина – начальника Китаевской пустыни. Невидимая сила вдруг побудила его ехать из Киева. Иустин и другие приятели уговаривали Григория остаться. В один из дней на Подоле Сковорода почувствовал невыносимый запах трупов. И на следующий же день покинул Киев. Уже через две недели, когда Григорий гостил в Ахтырке у архимандрита Венедикта, было получено известие о моровой язве в Киеве. Погибло множество людей. Город был закрыт…
По Сковороде, гармония макромира будет достигнута лишь после достижения гармонии внутренней каждым из живущих. А каждый достигнет личной гармонии, если исследует себя, найдет истинно свое дело, и посвятит себя ему. А ведь некоторые не находят себя и до конца жизни. Григорий Саввич утверждал в своих трудах, что счастье достижимо лишь для человека, осознавшего свою "сродность" какому-либо делу. И социальная гармония может быть достигнута для общества именно таких людей. Если каждый человек будет заниматься по-настоящему своим делом, он, соответственно, будем максимально полезен на своем месте всем остальным членам общества, и сам будет счастлив, занимаясь "сродным" делом. Все работы, литературные и философские, вся жизнь Григория Саввича были посвящены кропотливому труду по достижению личной гармонии, объяснению современникам и потомкам того, насколько важно жить и работать в согласии со своим сердцем.  Любой из нас может проследить на собственном опыте, насколько тяжело психологически и физически выполнять не свое, не "сродное" дело, и как легко спорится дело любимое.  Соответственно, человек, занимающийся любимым делом, уравновешен, счастлив и добр, его не трогают интриги, зависть и злость.  И только общество таких счастливых людей может быть гармоничным.   Григорий Саввич жалел людей корыстных и жадных, ведь накопление материальных благ становиться целью всей их жизни.   Наблюдая гармонию и естественный баланс природы,  Сковорода понимал, что человек – часть ее, и может быть вполне таким же гармоничным, как сама природа.

Читать полностью: http://h.ua/story/9756/#ixzz1jo6SANT4

Комментариев нет: